швидка допомога для твого навчання

Безкоштовні реферати Замовити реферат Авторам рефератів
Від партнерів
TOP реферати
1 «твір-роздум про твір Роксоляна» на тему що значить служити Богові19187
2 Твір роздум у на тему якою повинна бути людина17991
3 Образ Михайлика за повістю М. Стельмаха «Гуси лебеді летять»15985
4 Синонімія в українській мові12764
5 Твір - роздум на суспільну тему в публіцистичному стилі на тему "Природа - мати. Будь же сином"12584
6 Образ Сехісмундо у драмі "Життя це сон" (Кальдерон)12488
7 Мужній і шляхетний лицар Айвенго (Образ Айвенго. В. Скотт)12280
8 Твір на тему поспішай робити добро11800
Реклама
Статистика
Rambler's Top100

Оголошення
загрузка...

У нашій колекції більше ніж 60 тис. учбових робіт!

На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт,
або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД.


Тема: « Основные определения и признаки экскурсии» (ID:9821)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       5 стр.
Размер в архиве:   21 кб.

Основные определения и признаки экскурсии.


Существует множество определений термина «экскурсия». Автор контрольной работы предлагает рассмотреть
некоторые из них. Анциферов Н.О. в книге «О методах и типах историко-культурных экскурсий» указывает, что
«экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале,
доступном созерцанию».

В трудах экскурсиониста В. А. Герда следующая формулировка: «Экскурсия – это форма общественно-просветительной
работы, при которой группы лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучают
тело или явление в его естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения».

Характеризуя место экскурсионной работы во внешкольной работе с детьми, в работе туристских учреждений, Л.
Бархаш пишет: «Экскурсия – это наглядный метод получения определенных знаний путем посещений по заранее
разработанной теме определенных объектов (музей, завод и т.д.) со специальным руководителем (экскурсоводом)».

Также можно встретить следующее определение: «Экскурсию можно определить как совместную деятельность
экскурсовода и экскурсантов, направленную на изучение в процессе передвижения по определенному маршруту
памятников природы, истории и культуры, наблюдаемых в естественных условиях или в хранилищах коллекций».

Таковы мнения ученых-экскурсионистов. Теперь автор контрольной работы предлагает проследить толкование термина
«экскурсия». Которое было дано за последние сто лет в различных словарях.

Самое раннее (1882 г.) толкование термину дает В. Даль: «Экскурсия, проходка, прогулка, выход на поиск чего,
для собирания трав и пр.».

В Настольном энциклопедическом словаре (Гранат, 1895 г.) сказано «Экскурсия – поездка с учебной или научной
целью».ъ

В Малой советской энциклопедии (1931 г.) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия – коллективное посещение
какой-либо местности, промышленных предприятий, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной
целью».

Более подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г.): «…один из видов
массовой культурно-просветительной, агитационной учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний
подрастающего поколения … путем выхода из обычной обстановки как для непосредственного наблюдения и
исследования явлений природы и общественной жизни, естественных производительных сил, фактов культуры и быта и
т. п., так и для наглядного ознакомления с определенными объектами (например, музей, выставка) по заранее
определенному плану и, как правило, под специальным руководством».

В «Толковом словаре русского языка» (под ред. Д. Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как
«коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью».

В Словаре иностранных слов (1941 г.) сущность экскурсии формулируется так «Экскурсия – поездка, прогулка,
посещение какого-либо учреждения с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью».

В Малой советской энциклопедии (1960 г.) сказано, что «экскурсия – коллективная поездка или поход в
достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».

В Большой советской энциклопедии 1978 г. представлено такое толкование: «Экскурсия – посещение
достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и
метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста – экскурсовода».

Во всех приведенных определениях сущности экскурсии можно обнаружить некоторые, порой, значительные
расхождения. Они не случайны и вовсе не дают оснований для вывода о существовании диаметрально противоположных
точек зрения на экскурсию.

Каждая формулировка имеет отношение не к экскурсии вообще, а к функционированию экскурсии в определенный
период времени. Отсюда различие целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного
времени. С годами происходит усложнение задач, перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их
проведения. При этом все явственнее проявляют себя особенности экскурсии, ее отличия от других форм
культурно-просветительной работы.

Несмотря на различия в определениях рассматриваемого термина можно выделить признаки, присущие ему. Признаком
называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются в виду
существенные признаки, т.е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной работы не могут
существовать. «Существенные признаки предмета – это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно
взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех
остальных».

Экскурсия как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал,
читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о
сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток

наличие экскурсантов (группы или индивидуалов)

наличие экскурсовода, проводящего экскурсию

наглядность, зрительно восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения

передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту

целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы

активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов)

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие
экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

у автобусных – обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

у музейных – знакомство с материалами, расположенными на стендах;

у производственных – демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать
сущность экскурсии.

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином – «гидизм» -
бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как
отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке экскурсий.

Методические приемы показа.


Проведение экскурсии имеет свою разработанную методику. Наиболее многочисленную группу составляют приемы
показа. В показе экскурсионных объектов используется более полутора десятков методических приемов, в том числе
прием предварительного осмотра, панорамного показа, зрительной реконструкции, зрительного монтажа, прием
абстрагирования, локализации событий, зрительного сравнения, зрительной аналогии, прием движения.

Прием предварительного осмотра используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения
памятника. Прием ставит своей задачей дать экскурсантам возможность: 1) составить представление об
исторической местности, где происходили рассматриваемые события; 2) определить в пространстве и представить
себе место данного объекта на местности; 3) дать оценку объекту, особенно, если это архитектурный памятник или
обелиск; 4) дать представление о его природном окружении.

Действие этого методического прием практически начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник,
ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести наблюдение объекта, познакомиться с
его внешним видом, увидеть наиболее интересные детали. Экскурсанты самостоятельно, без помощи экскурсовода,
наблюдают объект. Рассказ об объекте и событиях, связанных с ним, экскурсовод начинает после того, как
экскурсанты осмотрели его. На предварительный осмотр отводится полторы-две минуты. Если в этом есть
необходимость, приему предварительного осмотра предшествует краткое вступительное слово экскурсовода, в
котором он ориентирует группу, что именно следовало бы им увидеть в ходе самостоятельного наблюдения объекта,
какие его качества, конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения. Прием предварительного
осмотра используется в двух вариантах – в сопровождении рассказа, комментария к увиденному и без
сопровождения, при самостоятельном наблюдении объекта. После такого осмотра экскурсовод ведет показ того же
объекта (объектов), используя другие методические приемы.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать с высоты вид какой-либо местности. Для

Замовити реферат
Нові реферати
Люблю усмішку на чужім обличчі за Володимиром Сосюрою1545
Твір-мініатюра на тему Якби я був чарівником7351
Будувати повітряні замки легше, ніж у них жити1564
Цитатна характеристика образу Остапа в оповіданні «Дорогою ціною»2652
Роксолана найбільша любов і найтяжча прикрість Сулеймана7739
Що означає служити Богові і людям по твору Осипа Назарука «Роксоляна»4201
Якою має бути дружина державного діяча за повістю «Роксолана»4116
Чарівна сила кохання за повістю Роксоляна Остапа Назарука5390
Реклама

Цікаве
загрузка...