швидка допомога для твого навчання

Безкоштовні реферати Замовити реферат Авторам рефератів
Від партнерів
TOP реферати
1 «твір-роздум про твір Роксоляна» на тему що значить служити Богові19179
2 Твір роздум у на тему якою повинна бути людина17986
3 Образ Михайлика за повістю М. Стельмаха «Гуси лебеді летять»15981
4 Синонімія в українській мові12759
5 Твір - роздум на суспільну тему в публіцистичному стилі на тему "Природа - мати. Будь же сином"12578
6 Образ Сехісмундо у драмі "Життя це сон" (Кальдерон)12485
7 Мужній і шляхетний лицар Айвенго (Образ Айвенго. В. Скотт)12274
8 Твір на тему поспішай робити добро11795
Реклама
Статистика
Rambler's Top100

Оголошення
загрузка...

У нашій колекції більше ніж 60 тис. учбових робіт!

На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт,
або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД.


Тема: « Анатомія та еволюція нервової системи (на русском)» (ID:416)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       4 стр.
Размер в архиве:   29 кб.

ПЛАН



1. Суть и значение «Анатомия и эволюция нервной системы» как дисциплины, и ее связь с другими дисциплинами.

«Анатомия и эволюция нервной системы» входит в число биологических дисциплин. Биология - система наук о жизни
во всех ее проявлениях на всех уровнях организации живого. Форму и строение живых организмов исследует
морфология.

Жизнедеятельность организмов и те процессы, которые происходят в их структурных элементах, и регуляцию функций
изучает физиология.

Дисциплина «Анатомия и эволюция нервной системы» относится к морфологическим и физиологическим наукам. Она
изучает форму и строение нервной систем живых организмов в целом и ее составных частей в взаимосвязи с их
функциями и развитием.

Невозможно изучить анатомию нервной системы человека без учета ее индивидуального (онтогенез) и исторического
эволюционного (филогенез) развития на протяжении всей жизни - утробного (эмбриогенез) и внеутробного, от
рождения к смерти.

Растения, в частности наземные, ведут преимущественно прикрепленный образ жизни. Специальной нервной системы
они не имеют, но также реагируют на внешние воздействия - свет, температуру, давление и т.д. Эти реакции носят
название тропизмов (фототропизм, геотропизм, хемотропизм и пр.). Эти реакции есть, но осуществляются они очень
медленно. Однако у некоторых растений возможны гораздо более быстрые движения, например у мимозы, венериной
мухоловки и др. Все основные движения растений обусловлены главным образом изменением тургорного давления в
клетках. Водоросли перемещаются в толще воды в основном пассивно, т.е. их перемещения обеспечиваются токами
воды, хотя некоторые перемещаются за счет движения цитоплазмы или при помощи жгутов и ресничек. Одноклеточные
животные не имеют нейронов, так как их тело состоит из одной клетки. Однако туфелька, тело которой покрыто
многочисленными ресничками, перемещается. Это осуществляется системой тончайших нитей, так называемых
нейромоторных волокон, которые тянутся от переднего конца тела ко всем ресничкам. Их (одноклеточных животных)
реакции на внешние воздействия носят название таксисов (хемотаксис, фототаксис, термотаксис и др.). У
некоторых одноклеточных, как например у эвглены, появляются уже органоиды для восприятия раздражений из
внешней среды (стигма, или глазок, у эвглены, хламидомонады и др.). Низкоорганизованные многоклеточные
животные - губки - тоже не имеют нервной системы. Впервые в эволюции специализированные нервные клетки
появляются у гидры и других кишечнополостных. Нервные клетки кишечнополостных не отделены друг от друга
синапсами и не объединены в нервную систему, а либо представляют собой отдельные разветвленные клетки, либо
образуют нервную сеть, состоящую из клеток, соединенных между собой ветвистыми отростками. Импульс, возникший
в одной части тела, может распространяться по всем направлениям во все остальные части организма. Нервные
клетки гидры не дифференцированы на чувствительные, вставочные и двигательные нейроны, а просто одни ветви
нервной сети направляются к рецепторным клеткам, а другие - к сократимым. Однако у медуз и актиний отмечается
тенденция к группировке нейронов в нервные цепочки. Нейроны, как правило, соединены синапсами, наблюдается
дифференцировка нервных клеток не сенсорные, ганглиозные и двигательные нейроны. В дальнейшем эволюционном
ряду нейроны, синапсы и нервно-мышечные соединения мало изменились.

У различных беспозвоночных нейроны и синапсы устроены в основном так же, как и у человека. Эволюционное
развитие нервной системы выражалось в увеличении числа нервных клеток (нейронов), в дифференциации формы
нейронов и их функциональной специализации, в усложнении межнейронных связей, в группировке нейронов с
образованием узлов и, наконец, в централизации нервной ткани. Среди беспозвоночных наиболее развита нервная
система у членистоногих (насекомых, пауков, крабов, омаров) и у головоногих моллюсков (у кальмаров и
осьминогов наблюдается цефализация, т.е. развитие головной капсулы, в которой сконцентрированы нейроны,
управляющие поведением организма). У этих животных, кроме головного мозга, развивается нервный тяж,
аналогичный спинному мозгу позвоночных. У кольчатых червей и у примитивных представителей членистоногих
имеется по паре ганглиев в каждом сегменте тела, а у более высокоорганизованных ганглии сливаются в общий
ганглий. Особенно высокого развития у членистоногих достигают органы чувств - сложные глаза, органы
химического чувства, механорецепторы, органы слуха и др. Головной мозг и ганглии включают огромное число
вставочных нейронов, выполняющих интегративные функции. Существует даже подсистема, аналогичная вегетативной
нервной системе позвоночных, иннервирующая сердце, пищеварительный тракт и главные эндокринные органы.

В связи с выходом на сушу и разнообразием форм поведения у позвоночных животных продолжается усложнение
нервной подсистемы. У позвоночных нервный тяж расположен на спинной стороне тела и имеет центральную полость,
тогда как у беспозвоночных нервная цепочка расположена на брюшной стороне, под пищеварительным трактом и не
имеет полости внутри. У рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих нервная трубка заключена в позвоночный
столб, а из переднего отдела нервной трубки образуются отделы головного мозга, заключенные в черепную коробку.
Начиная с амфибий, формируется кора головного мозга, наибольшего развития достигая у млекопитающих, особенно у
человека. Основной план развития и строения нервной системы у всех позвоночных сходен, различия же касаются,
главным образом, развития отдельных частей головного мозга и размеров последнего по отношению к размерам
спинного мозга, формирования тесной связи между гипоталамусом и гипофизом.

«Анатомия и эволюция нервной системы» раскрывает самые важные общебиологические закономерности строения
нервной системы организма, его связи с окружающей средой, животным царством, укрепляет диалектическое
мировоззрение студентов, развивает их мышление. Поэтому «Анатомия и эволюция нервной системы» является одной
из основных дисциплин на естественных факультетах институтов.

Дисциплина «Анатомия и эволюция нервной системы» связана с рядом других биологических дисциплин, в частности,
физиология, эволюционное учение, сравнительная анатомия, эмбриология и многими другими. Также эта дисциплина
взаимодействует с такой наукой как психология, так как многие психологические процессы зависят от деятельности
нервной системы организма.


2. Значение исследований анатомии нервной системы для психологии


Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства
нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность
этих свойств называют типом высшей нервной деятельности. И. П. Павлов на основе многолетнего изучения
особенностей образования и протекания условных рефлексов у животных выделил 4 основных типа высшей нервной
деятельности. В основу деления на типы он положил три основных показателя: 1) силу процессов возбуждения и
торможения; 2) взаимную уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения; 3)
подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться
торможением и наоборот.

На основании проявления этих трех свойств И.П. Павлов выделил: 1) тип сильный, но неуравновешенный с
преобладанием возбуждения над торможением («безудержный» тип); 2) тип сильный, уравновешенный, с большой
подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип); 3) тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью
нервных процессов («спокойный», малоподвижный, инертный тип); 4) тип слабый, характеризующиеся быстрой
истощаемостью, приводящей к потере работоспособности

И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности, обнаруженные на животных, совпадают с
четырьмя темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в IV в. до н. э. Слабый
тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип — холерическому темпераменту;
сильный уравновешенный, подвижный тип — сангвиническому темпераменту; сильный уравновешенный, с малой
подвижностью нервных процессов—флегматическому темпераменту.

Однако следует иметь в виду, что полушария головного мозга человека как существа социального обладают более
совершенной синтетической деятельностью, нежели у животных. Человеку свойственна качественно особая нервная
деятельность, связанная с наличием у него речевой функции.

В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И. П. Павлов наряду с четырьмя общими для
человека и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу
относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами.

2. Мыслительный тип. Это люди с преобладанием второй сигнальной системы, «мыслители», с выраженной
способностью к абстрактному мышлению.

Замовити реферат
Нові реферати
Люблю усмішку на чужім обличчі за Володимиром Сосюрою1542
Твір-мініатюра на тему Якби я був чарівником7348
Будувати повітряні замки легше, ніж у них жити1562
Цитатна характеристика образу Остапа в оповіданні «Дорогою ціною»2648
Роксолана найбільша любов і найтяжча прикрість Сулеймана7735
Що означає служити Богові і людям по твору Осипа Назарука «Роксоляна»4199
Якою має бути дружина державного діяча за повістю «Роксолана»4111
Чарівна сила кохання за повістю Роксоляна Остапа Назарука5385
Реклама

Цікаве
загрузка...