швидка допомога для твого навчання

Безкоштовні реферати Замовити реферат Авторам рефератів
Від партнерів
TOP реферати
1 «твір-роздум про твір Роксоляна» на тему що значить служити Богові19203
2 Твір роздум у на тему якою повинна бути людина18013
3 Образ Михайлика за повістю М. Стельмаха «Гуси лебеді летять»16003
4 Синонімія в українській мові12780
5 Твір - роздум на суспільну тему в публіцистичному стилі на тему "Природа - мати. Будь же сином"12604
6 Образ Сехісмундо у драмі "Життя це сон" (Кальдерон)12507
7 Мужній і шляхетний лицар Айвенго (Образ Айвенго. В. Скотт)12296
8 Твір на тему поспішай робити добро11827
Реклама
Статистика
Rambler's Top100

Оголошення
загрузка...

У нашій колекції більше ніж 60 тис. учбових робіт!

На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт,
або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД.


Тема: « CОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА » (ID:11461)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       9 стр.
Размер в архиве:   35 кб.

CОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА






Содержание


1. Жизненный путь ученого

2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии

3. «Социологизм» как философское обоснование социологии

4. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии

5. Итоги и выводы





















1. Жизненный путь ученого

Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15
апреля 1858 г. в г Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве
будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков, обучая
древнееврейскому языку. Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию.
Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение оказала его школьная
учительница-католичка. Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка. Можно
предположить, что здесь сказалось воздействие и более общих причин: разложения некогда замкнутой (изнутри и
снаружи) еврейской общины и развития ассимиляционных процессов; это, в свою очередь, было связано с
ослаблением религиозной нетерпимости и процессами секуляризации во французском обществе в целом. Но и
католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался
агностиком: Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей
веры науку вообще и социальную науку - в частности.

В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже, где одновременно с ним
учились, в частности, знаменитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан
Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отношения. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние
на формирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль
Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью
мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его «метафизиком».

Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных
лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием
исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело
знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лаборатории
экспериментальной психологии.

В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете
Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» - по существу, первую
кафедру социологии во Франции.

С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социологический ежегодник» (было издано 12 томов
журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название
«Французская социологическая школа». Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во
французской социологии вплоть до конца 30-х годов.

С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о воспитании», впоследствии
переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии». Ею преподавательская деятельность была весьма
интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и
его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же
время носили характер своего рода социологических проповедей.

Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и
непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком
демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях.
Многие ею последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал реформистскому
социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что
подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной
эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию
как научную альтернативу левому и правому радикализму.

Будучи человеком долга прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединять в своей собственной жизни принципы
профессиональной и гражданской этики, которые послужили одним из главных и излюбленных предметов его научных
исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в
том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX
в. после падения прогнившего режима Второй Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления
Парижской Коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженнее
«сильной власти», против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость национального
согласия на республиканских, светских и рационалистических принципах, на основе которых во Франции
сформировалась Третья республика.

Первая мировая война нанесла тяжелый удар но Французской социологической школе, поставив под вопрос общий
оптимистический настрой социологии Дюркгейма- Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах воины.
Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий молодой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя
своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под
Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.


2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии

Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить прежде всего
трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо.

Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция,
начало которой положил Декарт. «Манифест» дюркгеймовской социологии, книга «Правила социологического метода»
(в рус. пер. - «Метод социологии»), удивительным образом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба

Замовити реферат
Нові реферати
Люблю усмішку на чужім обличчі за Володимиром Сосюрою1559
Твір-мініатюра на тему Якби я був чарівником7369
Будувати повітряні замки легше, ніж у них жити1580
Цитатна характеристика образу Остапа в оповіданні «Дорогою ціною»2669
Роксолана найбільша любов і найтяжча прикрість Сулеймана7758
Що означає служити Богові і людям по твору Осипа Назарука «Роксоляна»4216
Якою має бути дружина державного діяча за повістю «Роксолана»4130
Чарівна сила кохання за повістю Роксоляна Остапа Назарука5406
Реклама

Цікаве
загрузка...