швидка допомога для твого навчання

Безкоштовні реферати Замовити реферат Авторам рефератів
Від партнерів
TOP реферати
1 «твір-роздум про твір Роксоляна» на тему що значить служити Богові19203
2 Твір роздум у на тему якою повинна бути людина18013
3 Образ Михайлика за повістю М. Стельмаха «Гуси лебеді летять»16003
4 Синонімія в українській мові12780
5 Твір - роздум на суспільну тему в публіцистичному стилі на тему "Природа - мати. Будь же сином"12604
6 Образ Сехісмундо у драмі "Життя це сон" (Кальдерон)12507
7 Мужній і шляхетний лицар Айвенго (Образ Айвенго. В. Скотт)12296
8 Твір на тему поспішай робити добро11827
Реклама
Статистика
Rambler's Top100

Оголошення
загрузка...

У нашій колекції більше ніж 60 тис. учбових робіт!

На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт,
або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД.


Тема: « ФРИДРИХ НИЦШЕ И ЕГО КОНЦЕПЦИЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА» (ID:11433)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       3 стр.
Размер в архиве:   12 кб.

ФРИДРИХ НИЦШЕ И ЕГО КОНЦЕПЦИЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА


Фридрих Ницше (1844-1900) - один из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Умерший на
рубеже ХХ века он, по замечанию К.Ясперса, наряду с С.Кьеркегором и К.Марксом стал современником нового века.
Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс
объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила,
которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось сохранить. Немецкая
интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской культуры - сонмом великих поэтов,
философов и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то
время в Европе немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость радикальных перемен. Одним из
них был Фридрих Ницше.

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в Реккене, Саксония. Отец и дед его были пасторами. Рано
проявивший необычайную одаренность в поэзии и музыке, филолог по образованию, в двадцать пять лет он получил
место профессора филологии в университете Базеля. Его считали надеждой немецкой филологии. Великий Рихард
Вагнер был его другом, хотя между ними было тридцать лет разницы. Его книги великолепны с точки зрения языка,
увлекательны для чтения и полны потрясающих по новизне идей. И тем не менее практически все они были
встречены в штыки как как критикой, так и читающей публикой, прижизненная слава Ницше носила скандальный
характер. Очевидно, дело было именно в его идеях.

Поворотным моментом в становлении концепций Ницше стало прочтение им книги малоизвестного в те годы Артура
Шопенгауэра "Мир как Воля и Представление". "Я понял его, как если бы он писал для меня", - так скажет
Ницше о своем учителе. Несомненно, в Шопенгауэре его привлекла идея Воли, которая, по определению автора, есть
внутренняя сущность субъекта, для которого мир есть объект созерцания - Представление. Воля также
оказывается у Шопенгауэра внутренней сущностью всех сил, созидающих мир. Все есть в своей сущности воля,
она лишь объективируется временем и пространством, становясь волей к жизни (термин, мимо которого Ницше
пройти не мог). Нисходя по ступеням объективации (пространство и время, платоновские идеи, силы природы,
всякая деятельность человека), Воля предстает объективному познанию лишь в виде объектов, определенных этими
ступенями объективации. Именно их рассматривает мышление и потому в своей сущности Воля остается для него
непознаваемой.

И лишь гений искусства - благодаря чистому созерцанию и неординарной силе фантазии - способен познать и
выразить в поэзии, живописи и музыке вечную идею Воли. Высочайшее положение среди искусств занимает музыка,
свободная от оков языка и потому не только отражающая идеи, но и непосредственно отражающая Мировую волю.

Метафизика Шопенгауэра захватила мятежный дух Ницше, в его Воле он увидел вечную пламенную волю к свободе,
а творческого гения, которым руководит сама Мировая Воля, он увидел в Рихарде Ваг

нере.

Вагнеру посвящена первая книга Ницше - "Рождение трагедии из духа музыки", сразу же вызвавшая скандал.
Поступательное движение в искусстве, по Ницше, "связано с двойственностью аполлонического и дионисического
начал". Мистерии дионисического культа символизируют жизнь человека в таинственном и великолепном мире, его
инстинктивное единение с природой. "Дионисическое искусство хочет убедить нас в вечной радостности
существования, но только искать эту радостность мы должны не в явлениях, а за явлениями". Аполлоническое
же, напротив, это "полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов". В досократической
Греции эти начала, борясь и соединяясь, создали великое искусство трагедии, которая "возникла из
трагического хора" (а хор - это отголосок дионисийских праздников), который "разряжается аполлоническим миром
образов". Трагедия, таким образом, отразила противоречия в человеческом мироощущении, борьбу с природой и с
самим собой, как с ее частью. Именно в этом качестве греческая трагедия стала одной из основ всей
европейской культуры.

Однако уже "огромное циклопическое око Сократа, в котором никогда не сверкало безумие художнического
вдохновения", разбило это единство двух начал, уничтожив трагедию. Ницше обвиняет Сократа в насаждении
неслыханной тирании разума и морали, вытеснившей дионисическую свободу духа в бессознательное и заменившей ее
инструкциями по эксплуатации жизни. Таким образом в истории культуры и че

ловеческого сознания происходит "вечная борьба между теоретическим и трагическим миропониманиями", между, с
одной стороны, ханжеством и скукой и , с другой стороны, свободой и весельем. Причем последнее всячески
подавляется общественными нормами, моралью и всяким идеализмом, объявленным Ницше "мошенничеством высшего
порядка".

С исчезновением дионисического духа связывается "бросающееся в глаза ... вырождение греческого человека" и
современное плачевное состояние человеческого духа. Однако "несомненные предзнаменования дают нам ручательство
в том, что в современном нам мире происходит обратный процесс постепенного пробуждения дионисического духа!"
"Новым Эсхиллом" объявляет Ницше Рихарда Вагнера, в музыке которого он видит свидетельство возрождения
трагического мифа в немецком духе, а с ним и новой жизни немецкого гения.

Таким образом Фридрих Ницше начал проповедовать имморализм и возвращение к первозданной свободе, единение с
природой посредством освобождения инстинктов из-под гнета морали и норм общественного порядка - идею Вечного
Возвращения.

В дальнейшем Ницше отказывается от союза с Шопенгауэром, порицая "шопенгауэровскую слепую волю к морали", а
также и от Вагнера с его "неисправимым романтизмом". Вагнера, как оказалось, гораздо больше заботил
собственные успехи и популярность и он рассматривал Ницше как собственного агитатора. "Человеческое, слишком
человеческое" вышло с посвящением "памяти Вольтера", что одно уже могло вызвать скандал, и с
подзаголовком "Книга для свободных

умов", хотя, как признается автор уже на первых страницах, "когда мне это было нужно, я изобрел для себя и
"свободные умы"...таких умов нет и не было". Однако он надеется, что "наша Европа будет иметь среди своих
сыновей завтрашнего и послезавтрашнего дня таких веселых и дерзких ребят".

Книга эта, составленная из девяти отделов, каждый из которых анализирует аспекты человеческого бытия в мире,
человеческого общества и человеческого сознания показывает, как мало в человеке и его жизни подлинного
величия и свободы, как сильно закрепостил он себя многочисленными представлениями и предрассудками,
сложившимися в моральные установления и как спокойны и беззубы его мысль, наука, выхолощено искусство. Все
это только лишь "человеческое".

Всем этим "человеческим" связаны людские души, и потому, чтобы могли появиться вновь (как когда-то
существовавшие изначально), "свободные умы", душа должна испытать, "как решающее событие своей жизни" испытать
"великий разрыв" со всем этим безнадежно человеческим. "Лучше умереть, чем жить здесь"...и это "здесь" , это
"дома" есть все, что она любила доселе!" Выпутываясь из тягчайшей антиномии: мораль или свобода, Ницше
предполагает, что традиционная мораль, извне предписывающая человеку целую систему запретов и декретов,
могла опираться только на презумпцию несвободы. Выбор в пользу свободы диктуется взрывом внутренних сил
человеческой души, изначально свободной и вечно стремящейся вернуться в лоно свободной воли.

"Этот первый взрыв силы и воли к самоопределению, самоустановлению ценностей, эта воля к свободной воле" -
приводит душу , в которой зреет свободный ум и нарастает "все более опасное любопытство": "Нельзя ли
перевернуть все ценности? И, может быть, добро есть зло( А Бог - выдумка и ухищрение дьявола? И, может быть, в
последней своей основе все ложно?..." Такие мысли обрекают свободный ум на томительное одиночество, но в нем
видит Ницше единственный путь к "зрелой свободе духа". Свободный ум живет уже "вне оков любви и ненависти,вне
"да" и "нет", добровольно близким и добровольно далеким". Огромное количество вещей он видит далеко под
собой, они его не заботят и не касаются. Он становится "господином над собой, над собственными
добродетелями", прежде бывшими его господами, а теперь ставшими "орудиями наряду с другими орудиями".

"Довольно, свободный ум знает отныне, какому "ты должен" он повиновался, и знает также, на что он теперь
способен и что ему теперь - позволено..." Познав это, свободные умы познают теперь и свою задачу "испытать
душой и телом самые разнообразные и противоречивые бедствия и радости в качестве искателей приключений и
путешественников вокруг того внутреннего мира, который зовется "человеком", в качестве измерителей каждого
"выше", каждого "сверх иного"... В сущности, речь идет о некоем аналоге коперниканской парадигмы: Я,
вращавшееся прежде вокруг объективного мира ценностей (моральных, религиозных, научных, каких угодно -
человеческих), отказывается впредь быть периферией этого центра и хочет са

мо стать центром, самолично определяющим себе меру и качество собственной ценностной галактики.

Таким образом Ницше приходит к тому, что стать по-настоящему свободным умом значит, прочувствовав и

Замовити реферат
Нові реферати
Люблю усмішку на чужім обличчі за Володимиром Сосюрою1559
Твір-мініатюра на тему Якби я був чарівником7369
Будувати повітряні замки легше, ніж у них жити1580
Цитатна характеристика образу Остапа в оповіданні «Дорогою ціною»2669
Роксолана найбільша любов і найтяжча прикрість Сулеймана7758
Що означає служити Богові і людям по твору Осипа Назарука «Роксоляна»4216
Якою має бути дружина державного діяча за повістю «Роксолана»4130
Чарівна сила кохання за повістю Роксоляна Остапа Назарука5406
Реклама

Цікаве
загрузка...